Тяга к сценическому искусству со школьных лет: активное участие в театральных представлениях, что было весьма характерным явлением для сельской молодежи тридцатых годов прошлого столетия; аккомпанирование на различных музыкальных инструментах концертных номеров художественной самодеятельности, звучавших со сцены сельского клуба. Положительное воздействие на юношу Хабибназара совершенно случайно оказавшейся в их доме пьесы Карима Тинчурина «Погасшие звезды».

Кинорецензии, отклики со страниц республиканской печати на концерты профессиональных артистов и на новые спектакли, публичные выступления по поводу театрального репертуара, создание творческих портретов мастеров сцены – шаги, вплотную приблизившие Н. Наджми во второй половине сороковых годов к настоящему сценическому искусству. Окончательное формирование его как драматурга в начале пятидесятых годов – в период работы директором Башкирского академического театра драмы.

«Весенняя песня» (1950) – первая ласточка Н. Наджми в области драматургии. Небывалый успех спектакля, поставленного по этой пьесе. Положительная оценка театральной общественностью столицы республики, а также соратниками Н. Наджми по перу. (Н. Хафизов, К. Мэргэн, А. Бикчентаев). Единодушное признание авторов статей, что начинающему драматургу удалось остаться верным правде жизни при художественном решении извечной проблемы «отцов и детей», проблемы взаимоотношения поколений. Включение спектакля по пьесе «Весенняя песня» в репертуар гастролей Башкирского государственного академического театра драмы в Ташкенте.

Комедия «Прощай, Хайруш!» и драма «Незваный гость», написанные друг за другом вскоре после «Весенней песни» и поставленные на сцене того же театра почти одновременно, – следующий шаг Н. Наджми в области драматургии. Непростительно безразличное отношение тогдашней критики к веселой, смешной комедии «Прощая, Хайруш!», зато неожиданно обостренный интерес к «Незваному гостю» не только со стороны соратников по перу (Ш. Насыров, И. Абдуллин), но и со стороны власть предержащих, закончившийся в конце концов снятием этого спектакля с репертуара. Довольно тонкое и глубокое психологическое исследование поведения и поступков главных действующих лиц пьесы – в одном случае; упреки автору в отказе «от поисков новых проявлений мещанства и обывательщины в нашей действительности» – в другом.

«Парень остается парнем» (1960) – факт, свидетельствующий о повторном (после «Прощай, Хайруш!») обращении Наджми-драматурга к комедийному жанру. Несомненный успех второй комедии как среди зрителей, так и среди критиков (М. Рахимкулов, А. Кали). Объяснение авторами критических статей причин успеха спектакля заслугой и драматурга, и режиссера (удачное художественное и музыкальное оформление), и актерского коллектива. Недостатки пьесы и спектакля глазами критиков.

Сценическое долголетие пьесы «Друг мой гармонист»: от премьеры спектакля по первому варианту драмы в 1960 году до премьеры по второму варианту в 1974 году. Высокая оценка, данная спектаклю, поставленному по переработанному варианту пьесы, профессором М. Гайнуллиным. Сравнение ученым одного из главных действующих лиц новой пьесы Н. Наджми с ведущим героем его первой, в свое время завоевавшей большую популярность у зрителя пьесы «Весенняя песня». Упрек в адрес драматурга, что зло оставлено без наказания. Достойная оценка автором другой статьи, опубликованной на страницах республиканской газеты под рубрикой «Мнение зрителя», игры актеров, которые, по его разумению, глубоко проникли в психологию героев и тем самым значительно помогли зрителю разобраться в сложных, порою даже весьма противоречивых перипетиях, происходящих на сцене.

Трагедия «Дуга с колокольчиками», премьера спектакля по которой состоялась 28 февраля 1978 года, – новая высота, достигнутая Назаром Наджми в драматургическом искусстве. Социально-философский характер пьесы. Глубокие размышления о человеке, о его назначении и внутренней сущности. Мотивы, сближающие трагедию с лиро-эпическими произведениями поэта. Включение спектакля по пьесе «Дуга с колоколчиками» в репертуар гастролей Башкирского государственного академического театра драмы в Алма-Ате. Отклик на спектакль газете «Казахстанская правда».

Комедия «Әтәмбай» – драматургическое произведение Н. Наджми, премьера спектакля по ней (1980) была последней при жизни автора. Остропародийный характер пьесы. Сатирическое обличение автором таких пороков, как ложная активность, социальный конформизм, навешивание на человека всяких ярлыков, кличек, которые в одних случаях могут возвышать личность, в других – унижать, оскорблять его достоинство. Тонкий намек драматурга на сосуществование в человеческом общежитии двух начал: честности, добропорядочности – с одной стороны; карьеризма, стремления добиться собственного благополучия любой ценой – с другой.